Морена (Мара, Марена, Мора, Мура)в славянской мифологии
Морена - БОГИНЯ бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее - смерти. Помните слово "мор" - оно обозначает поголовную и внезапную смерть целых народов и государств. В нем сохраняется память об этой жестокой, неумолимой богине, которой неугодны никакие жертвы, кроме увядших цветов, сгнивших плодов, опавших листьев и угасших человеческих жизней.
На Украине сохранился обряд-оберег против этой злой силы. Накануне Иванова дня делают соломенного идола Купалы - иногда величиною с ребенка, а иногда в настоящий рост человека. На него надевают женскую сорочку, плаху, мониста и венки из цветов. Тогда же срубают дерево, обвешивают его лентами и венками и устанавливают на избранном для игрища месте. Дерево это называют Мореною; под ним ставят наряженную куклу, а подле нее стол с разными закусками и напитками. Затем зажигают большой костер и начинают прыгать через него попарно (молодцы с девицами), держа в руках купальскую куклу. Игры и песни продолжаются до рассвета, На другой день куклу и Морену приносят к реке, срывают с них украшения и бросают ту и другую в воду, .чая избавить себя на ближайшую пору и от болезней, и от смерти, и, конечно, от меньших неприятностей.
Мора в скандинавской мифологии
Мара(англ. mare;nightmare, рус. "кошмар")
принадлежит у тому же семейству, что и обортни. Внешне она напоминает прекрасную женщину, но на деле относится к самым вредоносным троллям. Она проникает сквозь запертые двери и нападает на спящих, садится на них и ужасно мучает. О людях, которых посетила такая ночная гостья, говорят, что на них ездит мара, и часто они задыхаются почти насмерть. Она не удовлетворяется тем, что мучает спящих людей, но ездит на конях и на овцах (!). В Теллемарке её называют "муро", и там, как и в других местах, существуетмножество способов избавится от неё....."
статья давольно долгая, но если будет интересно, могу перепечатать и дальше))) Например, как от неё избавиться))
Стрибог
Стрибог (Стрибо, Стриба) — бог-отец, стрый, старый бог, дед ветров (соотносимый с Рудрой).
Стрибог упомянут в «Слове о Полку Игореве» («Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя полкы Игоревы»), в русских летописях, в пересказах Стрыковского, «Слово Иоанна Злотоуста… како первое погани веровали в идолы и требы им клали…» говорит о нем, как о божестве неба, воздуха и ветра.
Вероятно, одно из имен Рода или сторона Рода, как отца богов. Его день — суббота. Не случайно, суббота — родительский день.
В поздних источниках изображался в виде одной головы, приобретая хтонические черты типа Вия-Вея. Связан с Лунным Культом, постоянное поминание Стрибога рядом с Даждьбогом — солярным божеством, наводит как раз на эту мысль: «кумирьскую жертву ядять… верують Стрибога, Даждьбога и Переплута, иже вертячеся ему пiють в розех» (Лет. рус. лит. т.IV, 99, 108-9) Как одна из семантических интерпретаций С-три-бог, близок к Трибожию. С учетом древности божества это может быть именем Триглава. Стрибог - В восточнославянской мифологии бог ветра. Имя Стрибога восходит к древнему корню "стрег" что означает "старший", "дядя по отцу". Подобное значение встречается в "Слове о полгу Игореве", где ветры названы "стрибожьими внуками"
Родился Стрибог из дыхания Рода.Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно предстваляли в обраце седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря -океяна.
Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств.
Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажьбогом. Вероятно, ветер, как и дождь и солнце считались важнейшими для земледельца. Стрибога молили так же мореплаватели, чтобы он дал "ветра в парус"
У ветра много внуков и сыновей, мелких ветерков: Посвист - старший ветер, считается богом бори Подага - жаркий, иссушающий ветер. Живет в пустыне на Юге. Погода - теплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды. Южный ветер - имеет горячию, южный нрав. Несет с собой тепло и запах Юга. Северный ветер - несет холод от Ледовитого океана. Он очень суров и только к лету немного добреет. Западный ветер - настоящий европеец. Немного суховат, бывает сердит, но малый он добрый. Восточный ветер - как азиат имеет характер неожиданный, таинственный и коварный. Полуденик вместе с Полуночником резвятся днем и ночью.
Даждьбог
Даждьбог (Дажьбог, Дабъ, Сварожич) — бог плодородия и солнечного света, живительной силы.
Соотносим с греческим Гелиосом, Cварожич, то есть сын бога-кузнеца Сварога (славянского аналога Гефеста) согласно «Ипатьевской летописи» (1114 г). Первопредок русичей (русские князья по тексту «Слова о Полку Игореве» — даждьбожии внуки, то есть наследники): «Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука, в княжих крамолах веци человекомь скратишась». «Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синем море у Дону: плещучи, упуди жирня времена».
Вероятно, Даждьбог мог соотноситься с Аполлоном (Таргелием) как бог солнечного света. В поучениях против язычества среди прочих богов упомянут рядом с Артемидой: «и приступиша къ идоломъ и начаша жрети молнiи и грому, и солнцю и луне, а друзiи Переуну, Хоурсу, вилам и Мокоши, упиремъ и берегынямъ, ихже нарицають тридевять сестриниць, а инiи въ Сварожитца верують и в Артемиду, имже невеглаши человечи молятся, и куры имъ режуть… и инеми въ водахъ потопляеми суть. А друзiи къ кладезямъ приходяще моляться и въ воду мечуть… жертву приносяще, а друзiи огневи и каменiю, и рекамъ, и источникомъ, и берегынямъ, и в дрова — не токмо же преже въ поганьстве, но мнози и ныне то творятъ». Включен в пантеон 980 г. князем Владимиром. У западных славян Даждьбогу соответствует бог Радегаст (Радигощ, Радигош).
Перун
Перун — в восточнославянской и отчасти западнославянской мифологии — бог грома и молний, олицетворение небесного огня. Упомянут в русских летописях в договорах русов и славян с ромеями (князя Олегa — 907, князя Игоря — 945, князя Святославa — 971). Возможно, сын Сварога, «создателя молний». В чешском церковном словаре XIII в. «Mater Verborum» уподоблен Юпитеру.
Фигурирует в многочисленных церковных поучениях против язычества, например, в «Слове и откровении святых апостолов» (XIV в). Как елинский бог (намёк на греческого Зевса) поминается в «Слове о мздоимании» (список XVI века) и в «Слове о покаянии».
Являлся также верховным божеством пантеона князя Владимира как покровитель правящей военной элиты, князя и дружины, карающий за несоблюдение законов. Культ Перуна в качестве государственного отмечен в Великом княжестве Литовском ещё в конце XIV века.
Исчерпывающие сведения о культе Перуна содержатся в «Густинской летописи»: «Во первых Перконосъ, си есть Перунъ, бяше у них старший богъ, созданъ на подобie человече, ему же въ рукахъ бяше камень многоценный аки огнь, ему же яко Богу жертву приношаху и огнь неугасающiй зъ дубового древiя непрестанно паляху; аще ли бы случилося за нераденiемъ служащаго iерея когда сему огню угаснути, таковаго же iерея безъ всякого извета и милости убиваху».
В поучении против язычества «О идолах Владимировых» находим: «Въ первых постави началнейшаго кумира. Iменемъ перуна бога грому i молнiю i облаков дождевых на пригорку высоком над буричевым потоком подобию члвечку. тулов его бе от древа хитростне изсечен главу iмущь слияну от сребра уши златы нозе железны. Въ руках же держаше камен по подобию перуна палающа. Рубинами. И каръбуклем украшен…»