воскресенье, 18 декабря 2005
Валькирия (Valkyrja, Wælcyrge) - в скандинавской мифологии, дочь славного воина или конунга, которая реет на крылатом коне над полем битвы и выбирает наиболее храбрых воинов, чтобы забрать их после их смерти в небесный чертог - Вальхаллу
В Вальхалле валькирии прислуживают воинам за столом.
Всего Валькирий 12 (но общеизвестно только 8):
Брюнхильд — лишенная бессмертия валькирия, дева-воительница, возлюбленная Сигурда и жена короля Гуннара.
Гейрскёгуль
Гёндуль
Гунн
Лиод — дочь великана Гримнира, супруга Вольсунга.
Труд (Þrúðr) — дочь Тора и Сиф.
Скёгуль
Хильд
Норны — в германо-скандинавской мифологии три женщины, волшебницы, наделенные чудесным даром определять судьбы мира, людей и даже богов.
Имена Норн:
Урд - что значит прошлое или судьба.
Вернади - что значит настоящее или становление.
Скульд - что значит будущее или долг.
Норны живут возле источника Урд, в Мидгарде. Они поливают корень мирового дерева Иггдрасиль водами этого источника и тем продляют его существование. В сказаниях они изображались как три женщины, одна старая и дряхлая (Урд), другая - средних лет (Верданди), третья же совсем юная (Скульд).
Один несколько раз обращался к норнам за советом, так же норны иногда сами предсказывали грядущее.
конунгКонунг — древнескандинавский аналог князя. Обычно конунгу принадлежал один или несколько кораблей, дружина воинов и обширный земельный надел. В некоторых случаях конунг не имел земельных владений и вел странствующий образ жизни на корабле — таких конунгов называли сэконунгами (морскими конунгами).
Вальхалла. Вальхалла (или Валгалла; Valhöll, Valhalla) в германо-скандинавской мифологии — небесный чертог для павших в бою, рай для доблестных воинов. По легендам, представляет из себя гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля для последней битвы Рагнарёк. Воины, обитающие в Вальхалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и рубятся насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мед, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Вальхалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль.
Мидгард Мидѓард (Miðgarðr, Midgard) — "срединная земля" в германо-скандинавской мифологии, мир, населённый людьми. По легендам Мидгард был сотворён Одином, Вили и Ве из мяса Имира, а затем отгорожен веками Имира от других царств. Вокруг Мидгарда расположен мировой океан, который невозможно пересечь и в котором обитает великий морской змей Ёрмунганд. Мидгард соеденен с Асгардом (страной асов) радужным мостом (Биврёст).
Иггдрасиль Иггдрасиль (или Игдразил, askr Yggdrasills) — Мировое древо в германо-скандинавской мифологии — исполинский ясень, в виде которого скандинавы представляли себе вселенную. Иггдрасилль покоится на трёх корнях, из которых один простирается к людям (в Мидгард), другой к великанам-ётунам (в Ётунхейм), третий в Нифльхейм, т. е. преисподнюю. Под ветвями его правят асы, а под первым из корней находится колодец Урд’ар, у которого живут три норны. Их зовут Урд (прошлое), Верданди (настоящее) и Скульд (будущее), они поддерживают вечную свежесть и молодость дерева. Под вторым корнем — источник мудрости, возле которого живёт грозный великан Мимир, самый могучий из всех великанов, он стережёт воды источника и никому не даёт из него напиться. По легендам, Один отдал свой правый глаз, чтобы испить воды из этого источника. Под третьим корнем — колодец Гвергельмир, из которого текут реки, создавшие землю.
ОдинО́дин (или Вотан, Óðinn, Odin, Wodan) — верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец асов. Бог войны и победы, супруг Фригги. Древние римляне отождествляли его с Меркурием.
Мудрец и шаман, знаток рун и преданий, но, в то же время, бог военной аристократии, хозяин Вальхаллы и повелитель валькирий.
По легенде, являлся людям чаще всего в образе одноглазого старика (свой правый глаз Один отдал Мимиру, чтобы испить из источника мудрости) в синем плаще и войлочной шапке, в сопровождении двух воронов или двух волков, вооруженый копьем. Считалось, что под видом бедного странника он бродит по всему свету, и плохо будет тому, кто, забыв законы гостеприимства, оттолкнет его от своего порога. Жители Скандинавии верили, что он часто объезжает на своем коне землю или, невидимый для людей, принимает участие в их сражениях, помогая достойнейшим одержать победу.
Один въезжает на Слейпнире в Вальгалу
Спутники Одина — во́роны Хугин и Мунин (Hugin, Munin; «думающий» и «помнящий») и волки Гери и Фреки («жадный» и «прожорливый»), его ездовое животное — восьминогий конь Слейпнир («скользящий»). В правой руке Одина копье Гунгнир, оно никогда не пролетает мимо цели и поражает насмерть всякого, в кого попадает. Его корабль - Скидбладнир («сложенный из тонких дощечек»), который можно было сложить в кошель при надобности, и который был самым быстрым кораблем.
Один не нуждался в пище: он никогда не ест, а живет лишь тем, что пьет мед или брагу.
Дикая охота — Один в сопровождении погибших в бою проносится в небе во время зимних бурь.
В сказаниях Один выступает под множеством имен и прозвищ. Это связано с традициями скальдической поэзии, где приняты поэтические синонимы - хейти и непрямые упоминания о предмете - кённинги. Вот некоторые из имен Одина - Alfóðr (Альфёдр - «всеотец»), Yggr (Игг - «страшный»), Hárr(Хар - «высокий»), Veratýr (Вератюр - «повелитель людей»), Bölverkr (Бёльверк - «злодей»). Перечень имен приводится в одной из глав Старшей Эдды - «Речи Гримнира»:
ТорТор (Þórr, Thor, Thunar, Donar) — в германо-скандинавской мифологии один из асов, бог грома и молнии, старший сын Одина и богини земли Ёрд.Он покровительствует крестьянам-хлебопашцам. Кроме того он защищает мир людей и богов от нападений злобных великанов Гримтурсенов. В последней битве (Рагнарёк) он сразится с мировым змеем Ёрмунгандом, убьёт его и сам погибнет от ран.
Оружие Тора — громовый молот Мьёллнир, который возвращается к владельцу, если его бросить. Удар этого молота вызывает молнию.
В легендах Тор описывается как могучий рыжебородый богатырь. Считалось, что во всем мире нет никого равного ему по силе. Тор так велик и тяжел, что его не может выдержать ни одна лошадь, а потому он ездит в колеснице, запряжённой двумя козлами: Таннгньостр (Tanngnjóstr) и Таннгриснир (Tanngrisnir). Эти козлы одновременно служат неисчерпаемым источником пищи — останавливаясь на ночлег, Тор их жарит и съедает, оставляя только кости, а на утро они снова оживают.
СифСиф (или Сив) — в германо-скандинавской мифологии богиня плодородия, супруга Тора, жительница Асгарда.Считалась второй после Фрейи по красоте. Известна волшебными золотыми волосами. Мать валькирии Труд(Þrúðr), Моди и Улля (Тор не является отцом Улля).
По легендам Локи, из зависти к Тору, прокрался к ней ночью и остриг спящую богиню наголо. Тор, узнав о случившемся, сразу догадался, кто мог так поступить с его супругой. Он готов был убить Локи, но тот поклялся исправить совершённое. Локи отправился в страну гномов к братьям Ивальди (иногда упоминается гном Двалин), славившимся кузнечным мастерством. Гномы, услышав просьбу Локи обрадовались. Им уже давно хотелось показать асам свое необыкновенное искусство. Волосы, выкованные гномами были описаны следующими словами: "Длинные и густые, они были тоньше паутины, и, что самое удивительное, стоило их приложить к голове, как они сейчас же к ней прирастали и начинали расти, как настоящие, хотя и были сделаны из чистого золота." Так Сиф получила свои золотые волосы.
могу описать всё подробнее, и даже привести мифы с участием валькирий и норн (поверьте, они весьма интересны), где-то через неделю, когда мне мою книгу вернут))) И если это кому-то интересно))
На счёт статьи, если кому неизвестны и интересны расшифровки некоторых названий - с удовольствием приведу разъяснения))